Веер (из нем. Fächer) — небольшое, как правило, складное опахало для овевания лица, шеи и плеч. Складные веера были завезёны в Европу в начале XVII века сначала иезуитами, а затем и торговцами, которые селились на побережье Китая. Западные мастера очень скоро научились их копировать.
Веера.
Сообщений 1 страница 15 из 15
Поделиться22011-03-30 16:35:05
Первые упоминания о веере
Опахало известно на Востоке ещё с глубокой древности — они изготовлялись из пальмовых и лотосовых листьев. В Индии веер был атрибутом королевского положения, а в Японии — символом военной власти.
Первые сведения о появлении веера в Китае относятся к VIII—II векам до нашей эры. Это были своеобразные опахала с деревянной ручкой и перьями. Со временем этот предмет совершенствовался, появлялись разные виды вееров: на ручке в рамке натянутые овальные или круглые полотна из тонкой специальной бумаги, различных материалов, а также веера из тростника, лотоса.
В императорском дворце веера украшались шёлковыми вышивками — картинками, каллиграфией. И наконец — опахала-веера были привезены в подарок японскому императору и так пришлись ко двору, что вскоре вся знать уже пользовалась этим удобным изысканным предметом.
Японские мастера меняли, совершенствовали формы и создали в результате складной веер из деревянных обструганных дощечек и складывающихся в гармошку полукругом специальной прочной бумаги. Они назывались сэнсу. И вот уже в 988 году теперь уже японские монахи дарят императору Китая династии Северная Сун два веера в виде летучей мыши и двадцать других разнообразных красочных складных вееров.
Особое значение приобрёл веер в эпоху Нара и в эпоху Хэйан. Знаменитая придворная дама и писательница Сэй Сёнагон причисляет веер к предметам, которые «пленяют утончённой прелестью».
Веер играет в важную роль японском театре Кабуки и традиционном танце. Исполнители нихон-май ( традиционный японский танец) используют особые танцевальные складные веера май-о́ги, более прочные, чем обычные, а также круглые веера утива. Веер использовался и как оружие (например, гумбай).
Поделиться32011-03-30 16:36:05
Эпоха барокко — искусство церемоний
В эпоху барокко веер стал настоящим предметом роскоши. В 1660-е годы «Французская гильдия» по изготовлению опахал процветала и её статус «поставщика двора» был подтверждён самим королём.
Французские правила были очень строгими — дозволялось расписывать веера лишь ограниченным количеством сюжетов, однако в Италии мастера использовали самые различные рисунки, что, зачастую, делало их изделия более привлекательными для потребителя.
Сюжеты, как правило, брались из античной мифологии, из повседневной жизни королевского двора; часто использовался популярный во все времена растительный или цветочный орнамент.
Материалы, которые использовались для изготовления вееров были различны — шёлк, кожа, пергамент, плотная бумага. Некоторое время были в моде веера с зеркальцами посередине (такие веера не складывались, разумеется). Пластинки для веера нередко делались из перламутра и украшались росписью или гравировкой.
При дворе Людовика XIV веер играл роль и в дворцовом церемониале — дамы их могли открыть только в присутствии королевы. Юная девушка, прежде чем появиться в свете, помимо других наук должна была научиться искусству обращения с веером.
Дама с веером в эпоху барокко — это непременно аристократка: «третье сословие» не имело доступа к этому аксессуару. Веер добавлял придворной красавице значительности и важности — она гордо выступала на королевских приёмах и балах, а веер в её руках смотрелся, как жезл полководца.
Со временем веер из опахала и «знакового предмета» аристократки превратился в настоящее орудие флирта.
Поделиться42011-03-30 16:37:08
Рококо — флирт и лёгкость бытия
В эпоху рококо веер превратился в изящную игрушку, в орудие флирта и продуманного дамского кокетства. Более того — теперь он стал доступен и представительницам буржуазии.
Однако умение правильно пользоваться веером было по-прежнему присуще только аристократкам. И то в разной степени: недаром знаменитая писательница рубежа XVIII—XIX веков Жермена де Сталь утверждала, что по манере держать веер можно отличить «…княгиню от графини, а маркизу от буржуазки». А парвеню вообще не владели этим искусством в должной мере.
Изменились и сюжеты — теперь большинство вееров были расписаны пасторальными сценками (часто фривольного содержания), а также сценками из жизни итальянских актёров (в духе картин Антуана Ватто).
«Придворная дама». Работа М. Моро-младшего.Расписывать веера было почётно — этим занимался даже такой обласканный властями художник, как Франсуа Буше.
С возникновением моды на китайский фарфор и стиль «шинуазри» (букв. «китайщина») веера стали расписывать сценами из жизни китайских владык и их придворных. Огромной популярностью пользовались очень дорогие импортные веера из Китая.
Искусство флирта при помощи веера достигло такой степени, что придворные дамы могли объясняться с кавалерами при помощи…одного только веера.
Так, если дама касалась открытым веером губ и сердца, она говорила: «Ты мой идеал». Если же прикладывала веер правой рукой к левой щеке, то, увы, она давала понять, что ухаживания бесполезны. В конечном итоге, возник настоящий язык веера, который наряду с языком мушек позволял женщине вести любовную интригу, не прибегая к словам и письмам, могущим её изобличить.
В капиталистической Англии производство вееров было поставлено на промышленную основу. Помимо традиционных художественных сюжетов, английские мастера использовали рекламу товаров или правила игры в вист.
В России веер стал популярен в эпоху петровских реформ.
Поделиться52011-03-30 16:40:52
Век XIX — страусовый «бум»
В XIX столетии «язык веера» утратил своё значение, однако веер по-прежнему считался любимым дамским аксессуаром. Именно в XIX веке веера стали изготовляться не только из традиционных материалов, но и из страусовых перьев.
В XIX столетии «язык веера» утратил своё значение, однако веер по-прежнему считался любимым дамским аксессуаром. Именно в XIX веке веера стали изготовляться не только из традиционных материалов, но и из страусовых перьев.
Это привело, кстати сказать, к значительному сокращению популяции этой замечательной птицы. На карикатурах второй половины XIX века можно увидеть такой сюжет — модная дама догоняет стаю перепуганных страусов.
В это же время наметилась новая тенденция — теперь веера заказывают к определённым туалетам. Изменились и сюжеты. Теперь пасторальные и галантные сценки уступают место историческим сюжетам, активно используется стилизованный растительный орнамент, часто изображаются птицы и животные, а в эпоху ампир входят в моду античные мотивы.
Самыми стильными были, по прежнему, французские веера, однако Германия и Голландия также производят весьма достойную продукцию.
Существовали также веера-программки, которые выдавались дамам при входе в театр. Были даже такие экзотические формы, как веера-меню и веера-пригласительные билеты. И, разумеется, веер по-прежнему является орудием дамского кокетства.
Поделиться62011-03-30 16:46:44
Модерн, ар-деко и нью-лук — повторение пройденного
Мода эпохи Модерн тяготела к экзотике. Это сказывалось и в увлечении Древним Египтом, Японией, мусульманским востоком (особенно после успеха балета «Шехерезада»). На волне этого увлечения вошли в моду опахала в восточном стиле.
Другим направлением было возвращение к эстетике рококо в том виде, как её понимали Константин Сомов и «мирискуссники». Таким образом, возникла кратковременная мода на веера с пасторальными сюжетами и многочисленными рокайлями.
В моду входят неудобные веера из павлиньих перьев.
[реклама вместо картинки]
А вот Art-deco с его строгой роскошью, яркими цветами и стремлением к концептуальности предлагает женщине настоящие веера-концепции.
Веер уже не нужен для флирта и кокетства — женщина XX века всё называет своими именами. Теперь опахало — просто стильная штучка, присущая аристократической «dolce vita».
По-прежнему в моде страусовые перья. Они прекрасно сочетаются с боа и меховыми накидками светских львиц и кинозвёзд.
Сюжеты в XX веке становятся ещё более разнообразными — здесь и международные события (парижские выставки, спуск на воду корабля, и даже строительство моста), карикатуры, лица кинозвёзд.
После окончания Второй мировой войны, как реакция на лишения и аскетизм военного времени возник удивительный стиль New Look, на короткий срок возродивший корсеты, кринолин и, разумеется, веера.
Веер здесь играет вспомогательную и довольно незначительную роль — его используют в качестве «последнего штриха» к светскому наряду и он вполне может быть заменён крохотной сумочкой…
Особой популярностью пользовались веера с кружевным, полупрозрачным экраном (в эпоху New Look кружево весьма широко использовалось в индустрии моды).
[реклама вместо картинки]
В современной нам жизни веер является, скорее, аксессуаром модных дефиле, нежели предметом быта. Кроме того, веера используются в постановках костюмных и исторических пьес, в экранизациях литературных произведений, в концептуальных фотосессиях журналов Vogue и ELLE.
C повышением интереса к китайскому учению фэн-шуй, веер начали использовать и как средство коррекции энергетики помещений. Так, считается, что правильно расположенные веера могут позитивно повлиять на жизненный тонус живущих в доме.
Поделиться72011-03-30 16:48:56
Веер в боевых искусствах
Веер — красивый, практичный инструмент, который не похож на оружие. Однако столетиями веер является ценным видом оружия в боевых китайских и корейских искусствах. Также в качестве оружия его использовали куноити.
В древней Корее веер был также и оружием знати. Оружие имевшее лезвие (мечи, ножи) были запрещены при дворе осторожными правителями Кореи, которые опасались наемных убийц. Таким образом, простой веер стал для дворцовой знати средством самозащиты.
Веера были удобны тем, что они были маленькими и легкими. Поскольку ими пользовались многие в общественных местах, они не привлекали внимание, и служили скрытым оружием. Так же при необходимости веер можно было прятать в складках широких рукавов платья.
Смертоносность веера заключалась в том, что он был снабжен острыми лезвиями, которые размещались в складках и на концах веера, придавая ему ещё более режущие и ударные свойства. Быстрота и эффективность применения веера была на столько неожиданна, что жертва умирая так и не могла понять, что с ней произошло.
При ударе сложенным деревянным веером по точке с тыльной стороны локтя или по внутренней части голени вызывает дезориентацию атакующего.
Эффективны веера для защиты в открытом виде . Если веер резко и неожиданно открыть перед лицом, это может дезориентировать противника. Если веер очень близко открывается перед глазами, то это может повлечь временную потерю зрения, давая возможность защищающемуся убежать или нанести дополнительный удар.
Поделиться82011-03-30 17:06:06
Язык веера
Язык веера, появившийся во Франции в эпоху Людовиков (хотя некоторые считают, что он пришел из Испании), а потом перекочевавший вместе с веером и в Россию, сложен ныне для понимания. Он дошел до нас, в основном, в виде противоречивых описаний, не подкрепленных иллюстрациями. Человеком своего времени он "читался" в процессе разговора, по перемене положения веера, движению руки, по количеству открывшихся и мгновенно закрывшихся отдельных "листиков".
Чтобы сказать откровенное "Я вас люблю", нужно было коснуться раскрытым веером ладони правой руки, а резкое "ненавижу" означал жест, когда веер закрывали и подносили к правому плечу и т.д.
Придворный этикет в Испании был настолько строг, что, кроме определённых дней, кабальеро не мог говорить со своей возлюбленной иначе, как издали и жестами. Изъясняться таинственными знаками было достаточно неудобно, а иногда и опасно, и находчивые дамы нашли весьма изящное решение: они приспособили для этой цели веер - непременный аксессуар костюма жительниц жарких стран. Так сложился целый язык, понятный только посвящённым. Язык веера имел много вариаций в зависимости от общественного круга и даже города. В европейских странах веер носили подвешенным на шелковой петле на правом запястье, а в Испании - и на правой и на левой руке; от этого значение изменялось. Положение в правой руке имело более смелое, положительное значение; в левой - "специальное", адресованное тайному зрителю, оно должно было привлечь внимание.
На портретах веер обычно закрыт, находится в правой руке и повернут в сторону собеседника (зрителя). Такое положение означает любовь и расположение, но послание не имеет конкретного адресата. "Молчание" вееров на портретах XVIII века не случайно. Заказной портрет предназначался для потомков и должен был рассказать о сословном достоинстве предка, но не раскрывать амурных тайн молодости бабушек и прабабушек.
Поделиться92011-03-30 17:08:07
Язык веера
Эмоциональный фон:
-- "Расположение, симпатия, любовь" - подать человеку веер верхним концом.
-- "Презрение" - подать веер нижним концом (ручкой вперёд).
-- "Сомнение" - закрывающийся веер.
-- "Отрицание" - закрытый.
-- "Скромность, неуверенность" - веер, раскрытый менее чем на четверть.
-- "Одобрение" - раскрывающийся веер.
-- "Безоговорочная всеобъемлющая любовь" - полностью раскрытый веер.
-- "Волнение от известий" - резкие быстрые взмахи.
-- "Ожидание" - похлопывание чуть раскрытым веером по раскрытой ладони.
-- "Нерешительность" - прикрывание половины лица и глаза веером, раскрытым на треть.
-- "Кокетство" - прикрытый подбородок и часть щеки с одновременным наклоном головы и улыбкой.
-- "Поощрение" - замедленное помахивание веером раскрытым на "S" (поощрение, "я готова, жду" - замедленные помахивания веером раскрытым на ?)
-- "Благодарность" - раскрывающийся веер с одновременным наклоном головы.
-- "Невозможность" - полураскрытый, опущенный вниз веер.
Цветовое значение:
-- Белый - невинность;
-- Чёрный с белым - нарушенный мир;
-- Чёрный - печаль;
-- Розовый с голубым - любовь и верность;
-- Красный - радость, счастье;
-- Вышитый золотом - богатство;
-- Жёлтый - отказ;
-- Шитый серебром - скромность;
-- Зелёный - надежда;
-- Убранный блёстками - твёрдость и доверие.
-- Голубой - постоянство, верность;
-- Коричневый - недолговременное счастье;
Точная фразовая информация:
-- "Да" - приложить веер левой рукой к правой щеке.
-- "Нет" - приложить открытый веер правой рукой к левой щеке.
-- "Я вас люблю" - правой рукой указать закрытым веером на сердце.
-- "Я вас не люблю" - сделать закрытым веером движение.
-- "Мои мысли всегда с вами" - наполовину открыть веер и несколько раз легко провести им по лбу.
-- "Я к вам не чувствую приязни" - открыть и закрыть веер, держа его перед ртом.
-- "Я приду" - держа веер левой стороной перед тем, с кем идёт разговор, прижать веер к груди и затем быстро махнуть в сторону собеседника.
-- "Я не приду" - держать левую сторону открытого веера перед тем, с кем идёт разговор.
-- "Не приходите сегодня" - провести закрытым веером по наружной стороне руки.
-- "Приходите, я буду довольна" - держа открытый веер в правой руке, медленно сложить его в ладонь левой руки
-- "Будьте осторожны, за нами следят" - открытым веером дотронуться до левого уха.
-- "Молчите, нас подслушивают" - дотронуться закрытым веером до губ.
-- "Я хочу с вами танцевать" - открытым веером махнуть несколько раз к себе.
-- "Вы меня огорчили" - быстро закрыть веер и держать его между сложенными руками.
-- "Следуйте за мной" - похлопывание по ноге сбоку.
-- "Я готова следовать за вами" - похлопывание по ноге спереди.
-- "Отойдите, уступите дорогу!" - сложенный веер, направленный на мужчину.
-- "Убирайтесь прочь! Вон!" - резкий жест сложенным веером рукоятью вперёд.
Поделиться102011-03-30 17:15:21
Веера используются в интерьере как настенное украшение. Они прекрасно смотрятся в современном интерьере, придают помещению атмосферу утонченности и изящества, являются предметами коллекционирования.