Спамеры заставили администрацию «ВКонтакте» изменить формат работы. Крупнейшая социальная сеть России, рискуя потерять часть аудитории, прекращает открытую регистрацию пользователей. Мера может быть временной, надеются участники интернет-рынка.
Социальная сеть «ВКонтакте» прекращает работу в формате открытой регистрации. С пятницы получить аккаунт можно будет только по приглашению пользователя «ВКонтакте», объявил совладелец ресурса Павел Дуров в своем блоге.
Количество приглашений от одного пользователя будет ограничено.
«Сегодня мы возвращаемся к истокам — системе приглашений, — сообщил Дуров. — С этого дня зарегистрироваться без приглашения нельзя. Небольшое количество пользователей уже получили право приглашать новых участников; другие получат ограниченное количество приглашений с течением времени».
В блоге размещен вариант страницы «ВКонтакте», на которой появилась кнопка «пригласить».
Регистрация осталась бесплатной.
Ограничение на регистрацию введено для того, чтобы предотвратить появление пустых аккаунтов-ботов. Такие учетные записи используются для создания видимости массовости, например, в группах пользователей, в том числе коммерческих.
Сейчас в сети регистрируется слишком большое количество спам-ботов и создается большое количество спам-сообществ, признает Джин Колесников из SM&Partners. По его мнению, администрация «ВКонтакте» в последнее время стала быстрее реагировать на жалобы пользователей. «В этой сети любой незнакомый человек может включить тебя в свою группу. Такие приглашения шли массово. И до последнего времени ты даже ничего не мог сделать. В последние несколько месяцев ситуация существенно изменилась. Во-первых, техподддержка стала отвечать на жалобы, во-вторых, пожаловаться на спам стало значительно проще. «ВКонтакте» пытается выходить на зарубежную аудиторию, в частности, на пользователей из США. Создана международная версия «ВКонтакте» — vk.com», — напоминает он.
«Введение ограничений может быть попыткой решить проблемы со спамом, который засылается со специально создаваемых для этого пустых аккаунтов, — говорит вице-президент Mail.ru Анна Артамонова. — Но обычно в других социальных сетях, таких как «Мой мир» и «Одноклассники», такие проблемы решаются за счет мощных систем антиспама или подтверждений аккаунтов по телефонным номерам».
Она замечает, что «ВКонтакте» — слишком большая сеть, чтобы спамеры ее проигнорировали». «Их следующим шагом может стать массовый взлом существующих аккаунтов», — предупредила эксперт.
Дуров призывает пользователей сети к бдительности: «Обязательно привяжите ваши аккаунты к сотовому телефону — это надежный способ обезопасить учетную запись. Помните, теперь вы не сможете сразу зарегистрироваться в случае утраты доступа к старому аккаунту».
Совладельцем социальной сети является инвестиционный фонд Алишера Усманова и Юрия Мильнера Digital Sky Technologies (DST).
Дуров говорит, что сеть стала самым посещаемым сайтом России, «на который ежедневно заходят более 23 млн человек». В социальной сети зарегистрировано более 110 млн аккаунтов.
Артамонова не исключает сокращения аудитории социальной сети в течение нескольких месяцев после введения ограниченной регистрации и признает, что даже при большой пользовательской базе ввод приглашений может стать барьером для части новой аудитории: «Часть аудитории все-таки отсекается. Интересно посмотреть на показатели «ВКонтакте» по TNS в течение нескольких следующих месяцев. Это полезный опыт для всей интернет-индустрии».
Топ-менеджер российского интернет-холдинга, пожелавший сохранить анонимность, уверен, что запрет открытой регистрации не окажет негативного влияния на доходы социальной сети.
«Это временная мера. Похоже, спамеры пробили «дыру» в системе и сильно досаждают пользователям. Команде «ВКонтакте» понадобилось время на устранение последствий. Эта мера не добавила счастья никому, но она не отразится на монетизации и на аудиторных показателях», — уверен источник.
Михаил Гуревич, гендиректор «Медиамира», сомневается в эффективности стратегии «ВКонтакте». «Игры с введением системы регистрации на разных социальных сайтах ни к чему не приводит. Ранее «Одноклассники» вводили платную регистрацию именно для того, чтобы бороться со спамом. Однако его не стало существенно меньше. При этом рост регистрации в сети упал возобновился лишь после отмены платного входа. Так же будет и с Вконтакте. От спама спасают коренные изменения работы блокирования спам-сообщений и ботов, – констатирует он, замечая, что введение регистрации по приглашениям – «это интересный ход в рамках защиты авторских прав»