Фехтова́ние (от нем. Fechten) — спортивное единоборство.
Фехтование — сугубо индивидуальный вид спорта. Даже в командных соревнованиях бои проводятся один на один.
Бой между двумя фехтовальщиками на любом виде оружия проводится на специальной дорожке, шириной 1,5 — 2 м и длиной 14 м, сделанной из электропроводящего материала, которая изолирована от регистрирующего уколы или удары аппарата.
Бой управляется и оценивается арбитром. Уколы и удары, нанесённые фехтовальщиками, регистрируются лампами на электрическом аппарате. Фиксируются они на основе электрической схемы, проходящей через оружие фехтовальщика и его одежду, связанных с аппаратом проводной системой. Арбитр оценивает удары и уколы, основываясь на показаниях регистрирующего аппарата при учёте правил боя в каждом виде фехтования. Бои в видах оружия имеют собственные специфические правила, позволяющие засчитывать уколы и удары или объявлять их недействительными.
Различают следующие виды спортивного фехтования в зависимости от используемого оружия:
Фехтование на рапирах
Рапира — колющее оружие, длиной 110 см и весом 500 гр, кисть руки защищена круглой га́рдой диаметром 12 см.
Фехтование на шпагах
Шпага — колющее оружие, длиной 110 см и весом до 770 гр, гибкий стальной клинок трёхгранного сечения, кисть руки защищена круглой гардой диаметром 13.5 см.
В боях на шпагах мужчины и женщины соревнуются в отдельных турнирах. Наконечник нуждается в давлении на него по крайней мере в 750 гр, чтобы включился регистрирующий аппарат. Уколы наносятся во все части тела спортсмена, кроме затылка. Оружие и фехтовальная дорожка изолированы от аппарата, и укол в них не регистрируется.
В фехтовании на шпагах не существует приоритета действий. Аппарат фиксирует только тот укол, который нанесён раньше другого на 0,04 сек. Одновременно нанесённые уколы взаимно регистрируются и присуждаются обоим фехтовальщикам. Лишь последние уколы в поединке при равном счёте нуждаются в повторе.
Фехтование на саблях
Сабля — рубяще-колющее оружие длиной до 105 см, весом 500 гр, стальной гибкий клинок с овальной гардой, защищающей кисть от ударов.
Сабля — оружие рубящее и колющее. Удары и уколы наносятся во все части тела фехтовальщика выше талии, включая руки (до запястья) и маску. Поражаемая поверхность закрыта металлической курткой, в то время как маска также находится в электрическом контакте с курткой. Удар и укол фиксируются цветной лампой на аппарате.
Бой на саблях является очень похожим на фехтование на рапирах. Те же основные правила определения победителя в схватке, где атакующий имеет преимущество перед контратакующим при одновременно нанесённых ударах или уколах. Фехтовальная фраза развивается от атаки к парированию и попытке нанесения ответа, переходом приоритета действия от одного фехтовальщика к другому.
В отличие от рапиры и шпаги, в фехтовании на саблях запрещён "скрестный шаг" (опережение одной ногой другую).
Фехтование на тяжелом клинковом оружии
В настоящее время появляются и набирают популярность неофициальные спортивные соревнования по Фехтованию на тяжелом клинковом оружии (в частности меч). С каждым годом этот вид фехтования становится все более известным благодаря энтузиастам увлекающимся историей и реконструкцией. Как правило, реконструкторами и любителями данного направления фехтования, применяются мечи от одноручника до двуручника, весом от 1200гр до 4-5 кг. Защитой служат разнообразные доспехи: кольчуги, бригантины, латные панцири и т.п. исторические (или стилизованные под конкретную историческую эпоху) средства защиты. Проведение соревнований по данному фехтования держится на энтузиазме участников нескольких исторических и общественных движений; не имеет четких единых правил и находится в стадии становления. Участие в таких соревнованиях является чрезвычайно травмоопасным по сравнению с официальным и видами фехтования и имеет прецеденты серьезных травм.
Мужчины и женщины соревнуются на рапирах в отдельных турнирах. Пружина в наконечнике рапиры нуждается в давлении в 500 гр, чтобы аппарат зарегистрировал укол. Засчитываются только уколы, нанесённые в туловище. Уколы в руки, ноги и маску являются недействительными.
Поражаемая поверхность на фехтовальщике закрыта металлической курткой, укол в которую регистрируется цветной лампой на аппарате. Укол в области, не закрытые металлической курткой, регистрируются белой лампой.
Бой в фехтовании на рапирах сформировался на основе исторического развития холодного оружия. Боевое единоборство определяло необходимость уколоть и ранить противника. В то же время было важно избежать получения укола. Поэтому основное современное правило определяет, что атака противника должно быть отражена прежде, чем начато ответное действие. Приоритет действия переходит от одного фехтовальщика к другому, а преимущество определяет арбитр. Он останавливает действия, когда регистрирующий уколы аппарат сигнализирует об их нанесении. Тогда, ориентируясь на показания аппарата, арбитр присуждает укол или его аннулирует. Затем продолжает поединок.