Первый рабочий день - это всегда сильный стресс для любого человека. Однако, именно в первый день очень важно оставатся спокойным и уверенным в своих силах, ведь ваша первая задача - показать себя как профессионала и произвести хорошее впечатление.
Каждый человек в первый рабочий день на новой работе очень волнуется, испытывая настоящий стресс. Но, не смотря ни на что, надо постараться оставаться спокойным. Это, конечно, будет совсем непросто. Но поскольку задача - произвести хорошее впечатление - очень важна, то надо потрудиться. Естественно, никто не ждет, что вы с первого же дня начнете работать как полноправный член трудового коллектива. Но вы должны показать, что способны легко и быстро войти в курс дела, не перевернув при этом все вверх дном, не переломав сразу же всю оргтехнику и не перепутав начальника отдела с курьером и т.д. Итак, первый рабочий день…
Накануне созвонитесь с рекрутером или секретарем – уточните время, к которому лучше подъехать. Понаблюдайте, насколько хорошо был организован ваш приход в компанию: пришлось вам долго простоять на проходной, потому что заранее не был заказан пропуск или вам предложили придти на час позже официального начала рабочего дня, когда все сотрудники уже приступили к своим обязанностям после утреннего кофе? За адаптационные мероприятия для новичка обычно отвечает сотрудник службы персонала в крупных компаниях и секретарь или непосредственный руководитель в небольших. В целом если компания хорошо организовала весь период адаптации нового сотрудника, то взамен она получит высокую мотивацию к работе и лояльность к компании.
Как правило, первый рабочий день начинается с официального оформления на работу, что включает в себя: ознакомление под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка компании, другими локальными нормативными актами, заключение трудового договора в двух экземплярах. Один экземпляр передается работнику, другой хранится у работодателя. Приказ о приеме на работу должен быть объявлен вам в трехдневный срок со дня фактического начала работы. Кстати, заранее проверьте весь пакет необходимых документов для оформления на работу. Согласно ТК РФ это: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, трудовая книжка (если есть), страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу), документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний. Нередко требуется справка формы 2НДФЛ и свидетельства о браке или о рождении ребенка.
Трудовой договор с работником должен быть заключен не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения к работе. Но даже если после этого срока он не заключен, то само допущение вас к работе является фактом принятия вас на должность, а трудовой договор считается заключенным в устной форме. Также, работнику, проработавшему свыше пяти дней, работодатель должен внести запись о приеме работу в трудовую книжку или оформить ее, если вы впервые заключаете трудовой договор.
Внимательно смотрите, что вы подписываете, особенно тщательно отнеситесь к трудовому договору и приказу: сумма оклада должна быть одинаковая в обоих документах. Если сумма меньше, чем была обещана ранее, то прояснить этот момент нужно сразу. Возможно, компания работает по так называемым «серым схемам»: небольшая часть заработной платы выплачивается официально и с нее уплачиваются налоги, а остаток суммы будет выдаваться в «конверте». Но то, насколько компания соблюдает законодательство РФ, лучше было узнать до принятия решения о выходе на работу, тогда этот факт не стал бы для вас неожиданностью. Но возможен иной вариант, когда ваша заработная плата состоит из окладной и переменной части – бонуса (премии). Все критерии по выплате переменной части должны быть прописаны в трудовом договоре или в нормативных документах компании. Вы должны четко и ясно понимать, как достичь показателей для выплаты премиальной части.
Когда с официальной частью окончено и все бумаги подписаны, наступает время для знакомства с другими сотрудниками, коллегами, отделами, с инфраструктурой компании. Новичку показывают офисную технику, специфику внутренних средств коммуникации (Интернет, внутреннюю IT-сеть, телефонную сеть и т.п.), рассказывают о программном обеспечении, разъясняют, к кому следует обращаться по тем или иным вопросам. Будьте доброжелательны с коллегами, чаще улыбайтесь. В первый день можно принести с собой коробку конфет и поставить ее на свой рабочий стол. Когда кто-то из коллег будет подходить к вам, то вы будете предлагать сладкое угощение. Этот легкий прием помогает разрядить несколько напряженную обстановку среди малознакомых вам людей. Кстати, рабочее место должно быть полностью подготовлено на момент вашего выхода на работу. Это говорит о заблаговременной заботе компании о новом сотруднике. Вспоминаю один неприятный случай, когда новый сотрудник из бухгалтерии ждал свой рабочий стол и персональный компьютер больше месяца. Просто в компании «не нашлось» человека, который курировал этот вопрос, а непосредственный руководитель - главный бухгалтер не проявила инициативы в решении этого вопроса. В итоге мотивация к работе у нового сотрудника была сильно снижена через неделю работы на «коленке» и рабочих местах коллег. Срок его работы в этой компании составил чуть больше двух месяцев.
Беседа с непосредственным руководителем также должна состояться в первый день. На ней вы более подробно проговариваете цели и задачи вашей работы. Возможно, руководитель уже составил для вас план работ на период испытательного срока. А если такового нет, то вы можете сами предложить структурно оформить его ожидания по вашей работе. План работ должен включать в себя конкретные задачи, срок их выполнения и планируемый результат.
А если руководитель в это день отсутствует? Не теряйтесь и пока вам не поставлены задачи – используйте это время для знакомства с компанией. Если у компании есть свой сайт или Интранет, то почитайте об истории компании, специфике деятельности, изучите организационную структуру.
Каждая компания имеет свой внутренний социальный климат, ценности или, говоря профессиональным языком
- корпоративную культуру, которая выражается в конкретных нормах поведения. Вот некоторые примеры традиций, внешних признаков, по которым можно судить о корпоративной культуре организации:
- стиль одежды – деловой, кроме пятницы, которая считается «джинсовым днем»;
- все сотрудники носят значки с символикой компании;
- день образования компании - бурный праздник с выездом за город;
- если сотрудники задерживаются сверхурочно – за счет компании такси до дома;
- празднование дней рождений сотрудников – собираются деньги на подарок;
- выплата премий за каждый год работы;
- все общаются друг к другу на «ты» и по имени и т.п.
Особенности корпоративной культуры часто определяются сферой деятельности. Например, в финансовой сфере она более определенна, строга, поведение сотрудников четко расписано, стиль общения – более формальный. Корпоративная культура в торговой сфере – часто весьма разнообразна, самобытна, как правило – она менее определенна, допускает больше вариаций в поведении, общении, стиль общения менее формален, более демократичен, приветствуется энергичность и общительность.
Адаптация к новой корпоративной культуре – не самый простой процесс для новичка. Надо не просто понять все тонкости, но и впитать их в себя. Внимательно наблюдайте, как сотрудники работают. Обратите внимание на их внутренние и производственные взаимосвязи, как они общаются между собой, с руководством, с вами. В самом начале очень важно понять неофициальные правила игры в компании. Конечно, не в первый день, но уже в самое ближайшее время придется определить, кто является неформальным лидером, к кому следует обращаться за помощью при нестандартных ситуациях, от кого можно получить поддержку, а кому нельзя доверять ни в коем случае. Старайтесь больше общаться с коллегами, узнавайте, кто и чем занимается на своей должности. Люди любят рассказывать о себе, поэтому не стесняйтесь задавать вопросы. Здесь главное не переборщить. Например, один молодой человек знакомился с коллегами странным образом: подходил к каждому с блокнотом и ручкой, задавал один и тот же вопрос: «А вы чем занимаетесь?». И быстро записав ответы, переходил к следующему сотруднику. Таким поведением он одновременно удивил и напугал новых коллег.
Часто в компаниях к новичку приставляют наставника на первое время. Но если персонального учителя вы не получили, то общайтесь с теми, кто вам наиболее симпатичен. Практически в любой компании имеются опытные коллеги, которые готовы опекать молодых или неопытных сослуживцев. Такие люди смогут рассказать и показать на примерах тонкости негласных правил поведения и смогут помочь в разрешении каких-то организационных вопросов: место обеда, заказ канцелярских товаров и т.п.
Но даже если что-то в первый день не получилось или произошло не так, как бы вам хотелось – не беда! Вы пока еще новичок и имеете полное право волноваться и переживать, а со временем вы полностью адаптируетесь и сможете помочь в этом другому новичку, который, например, придет работать в ваш отдел.