Сибирские кошки

http://s43.radikal.ru/i102/0812/d9/e5c81c987a19.jpg

Считается, что на Руси кошки были известны с 7 века. Они приносили пользу и являлись олицетворением мистических сил. В народных сказаниях появился кот-баюн, который мог наслать крепкий сон на врагов или поразить их смертью. Кот-баюн бродил по столбу у мельницы: идёт вверх — сказки рассказывает, идёт вниз — песни поёт. Кошка на Руси всегда была животным вещим, приносящим удачу. Староверы учат, что «первая встреча на том свете будет с кошкой: если человек жестоко обращается с кошками, то кошка будет мучить и царапать его». Согласно народным представлениям, кошка находится в распоряжении домового, поэтому заводят кошку такой масти, какого цвета волосы у хозяина. Иначе домовой невзлюбит животное и будет выживать его из избы. Кроме того, кошка в русских поверьях традиционно ассоциируется с женским началом: «Кто кошку любит, тот и жену будет любить».

Редкое и дорогое животное поначалу не служит по своему прямому назначению и обитает в качестве редкостного экспоната в домах богачей. В 10–12 веках кошка распространяется на территории Руси и к 14 веку становится достаточно известным животным, но до сих пор она не по карману простым смертным. На Руси первыми оценили способности кошек служители культа — и поставили кошку под защиту церкви. Это зафиксировано в «Правосудье митрополичьем», известном судебнике 14 века. Кошка упоми-нается как домашний зверь и определяется очень значительный размер штрафа за её хищение. К 16 веку право иметь кошку в русском обществе получили и неименитые люди, что до этого времени запрещалось. И в 15–16 веках кошки стали неизменными обитателями русских деревень: «Без кошки не дом, без собаки не двор», «Псу должна быть конурка, коту — печурка». Кошка становится символом домашнего уюта и благополучия на Руси.

Великий реформатор Пётр 1 среди многочисленных нововведений не забыл и про кошек. Одним из Указов он предписал «иметь при амбарах котов, для охраны таковых и мышей и крыс устрашения». Императрица Елизавета Петровна, в свою очередь, Указом от 13 октября 1745 года повелела казанскому губернатору сыскать 30 лучших котов и доставить их в Санкт-Петербург с человеком, который бы мог за ними ходить и кормить их. Впоследствии этот факт оброс невероятными подробностями, а число котов, призванных на службу в царских дворец, дошло до 300. До сих пор постоянный «усатый» штат охраняет Эрмитаж от грызунов.

Среди аборигенных кошек России сибирская порода занимает особое место. На вопрос становления сибирской породы существуют различные точки зрения, но одной из наиболее вероятных представляется та, которая повествует о продвижении кошек из европейской части России вместе с казаками-переселенцами в глубь Сибири и в дальнейшем на Дальний Восток. Следующей волной продвижения кошек на восток страны (в конце 19 — начале 20 веков) послужила массовая миграция крестьян из малоземельных районов европейской части Российской Империи в южные районы Сибири и Дальнего Востока.

Ген длинной шерсти, необходимый кошкам в условиях сибирской зимы, был привнесён в кошачью популяцию Сибири либо с европейского севера, либо с юго-востока, через Монголию и Китай. Вероятно также, что он был приобретён при скрещивании с дикими котами (Felis silvestris). Под влиянием сурового континентального климата, с его резкими перепадами температур, постепенно формировалась крупная, коренастая, мускулистая кошка, одетая в «шубу на тёплой подкладке» — с длинной «кроющей» шерстью и плотным обильным подшёрстком. Самое раннее упоминание о существовании подобных кошек отмечено в русской литературе второй половины 19 века и лишь в начале 20 века — в иностранной. В 1925 году в «Brehms Tierleben» была помещена заметка о кошке Тоболкер, которая отличалась большими размерами и длинной шерстью и была привезена из Сибири (очевидно, из Тобольска или его окрестностей).

Далеко не все «пушистые» (полудлинношёрстные) аборигенные кошки России могут быть отнесены к сибирякам. Развитие фелинологии в СССР в 80-х годах и Российской Федерации в начале 90-х годов прошлого века со всей остротой поставило вопрос о необходимости стандартизации наших сибирских кошек. Стандарты новой породы были приняты практически всеми ведущими фелинологическими организациями и позволили нашим любимцам выступать на международных выставках наравне с представителями других пород. Первый стандарт аборигенной российской породы кошек с кодовым обозначением «SIB» был утверждён в 1990 году СФФ (Советской Фелинологической Федерацией). Уже через 2 года сибирскую породу не только признают на международной арене, но и официально регистрируют её стандарт во Всемирной организации любителей кошек (WCF). Затем сибирских кошек признают и другие международные организации: в 1992 году (частично), с 1997 года (полностью) — FIFe; в 1996 году — TICA, в 2000 году — CFA. В 1997 году было создано Объединение любителей сибирских кошек.

Однако, в настоящее время найти типичных сибиряков оказалось большой проблемой. Сибирь продолжает заселяться, сибирские кошки перемешались с прибывающими животными, а сами «сибиряки» вывозились в европейскую часть страны, где, конечно, не разводились в чистоте. Отсюда широкий спектр экстерьерных типов у кошек. Племенная работа была начата после 1987 года (после утверждения первого стандарта сибирской породы). Кошки, причисленные к сибирским 1 поколения, давали далеко не всегда потомство желательного сибирского типа. Очень высока степень генетического разброса. Предстоит долгая и кропотливая работа, чтобы сибирские кошки устойчиво передавали породные черты из поколения в поколение.

Список использованной литературы:
1. Круковер В. И. Сибирские кошки. — М.: Аквариум, 1999. — 144 с.
2. Непомнящий Н. 300 кошачьих «почему?» — М., 1996. — 576 с.
3. Немыря И. В. Сибирская кошка. — М.: Компания Дельта М, 2001. — 64 с.
4. Реворук В. И. Сибирские кошки. — М.: Аквариум, 2002. — 78 с.
5. Тайлаг Г. Ваш котёнок. — М.: Аквариум, 1997. — 144 с.