"Проблема с этой чертовой свастикой в том,
что она — чересчур многозначный символ..."
Антоний Бургеос, "Сила земли"

Все, что имеет два конца и
чуть-чуть закручивается, можно
в той или иной степени отнести к свастике.
Столь многообразен этот непростой символ.

ХРИСТИАНСКАЯ ОРТОДОКСАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ О СВАСТИКЕ

СЛОВО О КРЕСТЕ
(Из послания епископа Белоцерковского и Богуславского Серафима к Председателю Н.П.Ф. "Память" Дмитрию Васильеву)
    Крест, как основа всей жизни, заложен в различных царствах видимой и невидимой природы: и в мире растительном, и в мире минеральном мы видим везде крестообразное начертание. Исторические примеры показывают, что крест был почитаем во все времена и у всех народов. Археологические открытия в Египте, Троаде, Греции, Франции, Англии, Америке и России запечатлены знаком креста. Крест находим и на древних дохристианских памятниках везде: в жизни религиозной, воинской, гражданской. На древних архитектурных памятниках Индии, Цейлона, Персии, на развалинах Эктабаны, в катакомбных церквях первых времен христианства, всюду встречается символический крестообразный знак – свастика, – состоящий как бы из четырех букв "Г" греческого алфавита, соединенный между собою их основаниями, выражая пожелания благополучия, счастья, удачи. В мистическом понимании свастика имеет два значения: "солнечная" как символ чистого человечества, и "лунная" как символ семитских религий.
    Христианство признает "солнечную свастику", придавая этому символу значение ниспослания благодати и спасения, вкладывает в изображение свастики всю праздничность своей жизни, весь светозарный Дух своей души. "Солнечная " свастика в христианстве принята как символ постоянного стремления человека к Солнцу Правды Христу Спасителю, призвавшему нас, если "кто хочет идти за Мной, отвергнись от себя, и возьми свой крест, и следуй за Мной" (Мк. 8,34). Крест какого-либо изображения для всех христиан есть символ жертвенной любви Бога к человеку. "Крест всякой формы, - учит святой Феодор Студит, - есть истинный Крест"! Запрещение свастики на государственном уровне, как это сделала Московская Городская Дума, есть крайнее незнание истории человеческих цивилизаций и мировой культуры; негативное отношение к христианскому Знамению, – будь то восьмиконечный крест, четвероконечный или же свастика – есть открытое гонение против Креста Христова. Нельзя отождествлять символ, вошедший в культуру многих народов, с политической партией национал - социализма, надеявшейся, ошибочно, через этот символ получить мировое господство. Если пересматривать символику и геральдику политических партий и нравственно неустойчивых обществ, то можно перечеркнуть очень много церковных символов и благочестивых народных обычаев. Смотрите, братия, чтобы вам не оказаться гонителями Креста Христова: "Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме; они мыслят о земном" (Фил. 3,18-19). 
--------------------------------------------------------------------------------
http://i007.radikal.ru/0804/a9/97e715e28021.jpg

СВАСТИКА
    Разновидностью креста является Свастика. Ее значение также было схожим — символ Солнца, успеха, благополучия. Помимо этого, у индусов Свастика считается символом стихии Огня. Так же, как и крест, свастика бывает не только 4-, но и 3-, 5-, 6- и 8-конечной.
    Свастику использовали еще древние люди. Изображение свастики высечено на первых каменных календарях, сооруженных 6-7 тыс. лет назад. Когда луч Солнца падал на изображение Свастики — это было знаком к началу сбора урожая. С этим значением Свастики связано ее широкое использование в украшении предметов крестьянского быта. Тибетские крестьяне с древних времен рисуют Свастику на двери дома; раньше такой же обычай существовал у кельтов.
    Другое значение Свастики — символ хода времени (что согласуется с ходом солнца по небу). Причем правая свастика означает развитие, прогресс, а левая — регресс, возвращение к прошлому. Древние люди использовали преимущественно правую свастику, а нацисты избрали своей эмблемой левую; это могло быть связано не только с их идеями о "возрождении древнего арийского духа", но и с тем, что левая свастика использовалась в родовых гербах многих немецких аристократов, а также на щитах викингов.
    Помимо этого, существует мистическое толкование Свастики как символической карты Атлантиды, в которой, по легендам, были четыре реки, вытекающие из одного источника.
    С тех пор, как Свастику узурпировали нацисты, она стала вызывать неадекватную реакцию у людей. Всякое ее использование стало толковаться как симпатия к нацизму. Замалчиваются археологические находки, в которых присутствует свастика; иногда дело доходит даже до призывов к уничтожению исторических памятников, украшенных этим символом. Так, в 1995 г. в городе Глендейл (США, Калифорния) группа фанатиков-антифашистов попыталась принудить городские власти заменить 930 фонарных столбов начала XX в. с орнаментом из свастик. Местному историческому обществу пришлось с документами на руках доказывать, что столбы не имеют никакого отношения к нацистам, а их дизайн основан на местных традициях индейцев Навахо, у которых свастика всегда была священным знаком.
    Вообще, в конце XIX - начале XX вв. в англоязычных странах была мода на свастику: ее задействовали скауты, носившие значки с изображением свастики; борцы за равноправие женщин, журнал которых тоже назывался "Swastika"; кроме этого, свастика использовалась в товарных знаках некоторых фирм. Свастику называли "крестом счастья", составленным из четырех букв L, что трактовалось как Life, Light, Love, Luck.
    Вероятно, эту идею англичане и американцы позаимствовали у древних греков, которые называли свастику "гаммадион" — символ из букв Г. Вообще, свастика неоднократно связывалась с алфавитными и иероглифическими знаками. Так, в китайском и японском языках есть иероглиф в форме свастики, означающий число 10000. Видимо, с этим связано китайское толкование свастики как символа вечности и традиционное в Китае и Японии пожелание жить 10000 лет (по-японски — "Банзай").
   Свастика в древние времена символизировала удачу. Само слово происходит от санскритского слова "благоденствие". Этот крест, повернутый как по часовой стрелке, так и против, можно найти на скатертях племени Навахо, на греческой керамике, критских монетах, римских мозаиках, на предметах извлеченных при раскопках Трои, на стенах индусских храмов и во многих других культурах самых разных времен. Часто это символ солнечного прохода по небесам, превращающего ночь в день - отсюда более широкое значение как символа плодородия и возрождения жизни.
    Концы креста интерпретируются как символы ветра, дождя, огня и молнии. В Японии это символ долгой жизни и процветания. В Китае это древняя форма знака "фан" (четыре части света), позднее - символ бессмертия и обозначение числа 10000 - так китайцы представляли бесконечность. Также это - священный символ буддизма и джайнизма.
    Ранние христиане изображали Свастику на могилах в качестве замаскированной формы более ортодоксального креста, а в средние века его рисовали на витражах, чтобы заполнить пустое место внизу (fill the foot), отсюда его английское название - fylfot.
    В геральдике Свастика известна под названием "крест крампоне", от crampon, "железный крюк".
   Были исключения в позитивном имидже Свастики - самым известным стал германский Hakenkreuz или "крючковатый крест", который нацистская партия приняла в качестве символа в 1919 году. И на востоке Свастика может вызывать негативные ассоциации. В Индии, к примеру, форма с поворотом концов против часовой стрелки, называемая иногда "саувастика", может означать ночь и черную магию, а также бога Кали, "черного бога", который несет смерть и разрушение.
    Самое раннее из дошедших до нас описаний Свастики дано на санскрите. «Свасти Аста» на санскрите - «Да будет благо всем». Солнце светит всем. В переводе с древних арийских рунических текстов Свастика переводится как движение с небес: СВА (небо) с ТИК (движение). Слово «тикать» (бежать) происходит от этой же руны.
    «Свастика» - понятие обобщённое. Под этим словом сегодня понимают не один символ, а целую группу символов - крестов с загнутыми влево или вправо концами. В древности каждый Свастичный символ имел своё собственное название, свой отдельный смысл и свою отдельную обереговую силу. Свастичных символов существует 144 вида и названия. Например: Свастика, Коловрат, Посолонь, Агни, Фаш, Инглия, Солард, Ведара, Расич, Святоч, Чароврат и т. д.
    Поклонение Свастике в первую очередь означало поклонение Солнцу - источнику всей жизни на земле, поклонение свету и первичному огню.
    После февральской революции Временное правительство пыталось освоить Свастику и печатало её на деньгах, которые были в ходу до 1922 г. пока её коммунисты с денег не сняли. На 250-рублёвой купюре - одна Свастика в центре купюры. На 1000, 5000 и 10000-рублёвых купюрах - по три Свастики: одна - в центре и две - по краям.
--------------------------------------------------------------------------------

КРЮЧКОВАТЫЙ КРЕСТ ИЛИ СВАСТИКА
  Часто мне приходится отвечать на вопросы, связанные с еще одним символом - свастикой. В нашем сознании изображение свастики связано с фашизмом, и любой нормальный человек, знающий об ужасах Второй мировой войны, относится к ней негативно. Ведь именно свастику, иначе - крючковатый крест или, по-немецки, «HAKENKREUZ» выбрал Адольф Гитлер для флага Немецкой рабочей партии, которая в 1919 году будет переименована в Национал-социалистическую рабочую партию. До сих пор неизвестно, почему Гитлер выбрал свастику символом своей партии. Возможно, он верил в магическую силу этого знака.
  Джон Фоли в своей «Энциклопедии» выдвигает собственную версию, говоря о том, что свастику Гитлер позаимствовал от символа поселка золотодобытчиков в штате Онтарио. Этот поселок с 1904 года использовал с
астику, позаимствовав этот символ у индейцев. Однако следует полагать, что такая версия несостоятельна.
  Для наших дедов и прадедов, принимавших участие в самой кровавой войне двадцатого столетия, для их матерей, жен, детей, безвинно пострадавших в ту, ставшую уже для молодого поколения очень далекой, войну, не было ненавистнее изображения свастики в белом круге на малиновом фоне. Именно в таком виде под руководством Гитлера она была создана дантистом Фридрихом Крооном летом 1920 года. Гитлер в книге «Майн Кампф» («Моя борьба», 1923) самоуверенно упоминает свастику как символ «борьбы за победу арийского человека». Флаг со свастикой, официально принятый в Германии 15 сентября 1935 года, Джон Фоли считает первым политическим флагом, забывая, правда, о Советском флаге с серпом и молотом, который тоже был политическим и принят у нас в стране гораздо раньше -в 1922 году. А 27 декабря 1991 года заменен на прежний российский триколор, который использовался как национальный.
  После победы над фашизмом в 1945 году все формы свастики были запрещены Союзными оккупационными властями. Но в последующие годы, однако, свастика вновь вернулась как символ некоторых политических групп. В Южной Африке можно встретить эмблему символа с тремя «крюками», которой пользуется неонацистское Африканское движение, основанное в 1973 году Шеном Терре Бланшем. Правда, руководство организации уверяет, что их символ происходит от символов Библии и не имеет ничего общего со свастикой. Хотя зачем нам далеко ходить за примерами, когда и в России в наше время партия РНЕ (Российское национальное единство) в качестве символа использует видоизмененную свастику. Конечно, и она отрицает свою приверженность идеологии фашизма, но... Пропаганда превосходства чего-то над чем-то или кого-то над кем-то (будь то немцы, африканцы или русские) неизбежно приводит к насилию. И символика тут играет немалую роль. Главенство добра, понятое и истолкованное превратно, превращается в Зло. Поэтому партии и организации без твердых гуманистических идеологий обречены на трансформацию в партии, несущие бедствия своему же народу. Идеи коммунизма, против которых вроде бы ничего нельзя было возразить, символика СССР, заключенная в гербе, знамени и гимне, олицетворяла идеи гуманизма. Но призыв к борьбе с капитализмом, «главенствующая роль рабочего класса», призыв к классовой борьбе сделали свое дело: идеалы были подменены псевдодемократией, в стране была создана сеть концентрационных лагерей, крестьянство было закабалено, и как результат этого последовал распад государства с возникновением глубочайшего кризиса, охватившего все стороны жизни.
  Немного отойдя от главной темы, вернусь к ней вновь. Еще больше укрепив вас в негативном отношении к свастике, я, возможно, несколько удивлю вас, рассказав о истоках ее возникновения несколько веков назад. На самом деле первоначально она не несла в себе никакого отрицательного заряда. Трех- и четырехконечные свастики, как и двенадцатиконечный крест, о котором я упомяну чуть позднее, достались нам в наследство от бронзового века, причем мистическое значение этого символа неоднократно менялось еще до нашей эры.
  Встречаем свастику среди символов, употреблявшихся в руническом письме скандинавов. Руны представляли собой переходные формы символов и букв, которые по начертанию нельзя отнести ни к прямому, ни к косому крестам. В тринадцатом веке возникают два алфавита — Старший Футарк и Младший Футарк. Так вот свастика не входила ни в один из вариантов Футарка, это был внеалфавитный рунический знак. Позднее свастику встречаем в орнаментах едва ли не всех народов, населяющих средние и северные широты: индейцев Северной Америки, греков, японцев, ирландцев. Она бытовала и в Киевской Руси. Илья Глазунов, запечатлевший на своей картине «Вечная Россия» (или «Вся Россия» или «Сто веков») князя Владимира, изобразил на его одежде свастику.
   У многих народов встречаем две разновидности свастики: мужскую и женскую. У мужской лопасти развернуты по солнцу, у женской - против хода солнца. В славянском мире, который простирался от реки Эльбы до Днепра, были известны виды свастики, но использовались они очень редко. Объясняется это тем, что мужская   свастика   символизировала огонь, а женская являлась символом плодородия, тогда как у славян символы огня и плодородия были совсем иными. Но на некоторых найденных при  археологических  раскопках предметах, принадлежащих славянским племенам, можно обнаружить изображение свастики. Так, на одном из височных колец вятичей свастика выгравирована на крайних (верхних) лопастях. На соседних - двенадцати-конечный Крест. Есть предположение, что такой Крест у древних людей обозначал соединение мужской и женской свастик, т. е. мужской и женской природы.
   Обращаясь к «Энциклопедии» Джона Фоли, нахожу у него множество примеров того, где встречалась и что же означала свастика в древности. «... Свастика в древние времена символизировала удачу: само слово происходит от санскритского слова "благоденствие". Этот крест, повернутый как по часовой стрелке, так и против, можно найти на скатертях племени Навахо, на греческой керамике, критских монетах, римских мозаиках, на предметах, извлеченных при раскопках Трои, на стенах индусских храмов и во многих других культурах самых разных времен. Часто это символ солнечного прохода по небесам, превращающего ночь в день, - отсюда более широкое значение как символа плодородия и возрождения жизни; концы креста интерпретируются как символы ветра, дождя, огня и молнии. В Японии - это символ долгой жизни и процветания. В Китае - это древняя форма знака "фан" (четыре части света), позднее символ бессмертия и обозначение числа 1000 так китайцы представляли бесконечность. Также это - священный символ буддизма и джайнизма».
  Ранние христиане изображали свастику на могилах в качестве замаскированной формы более ортодоксального креста, а в средние века его рисовали на витражах, чтобы заполнить пустое место внизу (fill the foot), отсюда его английское название - f ilfot. Другие названия этого символа - крючковатый крест, молот Тора, гаммади-он или crux gammata, называемый так из-за формы четырех греческих букв «гамма». В геральдике свастика известна под названием «крест крампоне» - от crampon, «железный крюк».
   И все же свастика несет в себе еще много загадок и тайн. Так, известно, что в Индии форма свастики против часовой стрелки, называемая иногда «саусвастика», обозначает ночь и черную магию, а также бога Кали, «черного бога», который несет смерть и разрушение.
  Как тут не согласиться с писателем Антонием Бур-гессом, утверждающим, что «проблема с этой чертовой свастикой в том, что она - чересчур многозначный символ » ?
http://i016.radikal.ru/0804/57/40cf77b83bf3.jpg
--------------------------------------------------------------------------------

Словарь международной символики и эмблематики
Похлёбкин В.В., Международные отношения, 1994

Свастики:
http://i001.radikal.ru/0804/d0/3697f3e713b6.jpg
http://i021.radikal.ru/0804/c5/e2a8e0b08dbd.jpg
Журавль (первоначальный знак свастики) 
Древнеиндийская 
Античная (тетраскеле) 
Китайская 
Немецкая (фашистская) 
Финская (кресосвастика) 
Ирландская (ИРА) 
Фильфот (ЮАР) 

    СВАСТИКА — санскритское наименование символического знака, изображающего крюковой крест (у древних греков этот знак, ставший им известным от народов Малой Азии, назывался “тетраскеле” — “четвероногое”, “паук”). Знак этот был связан с культом Солнца у многих народов и встречается уже в эпоху верхнего палеолита и еще чаще — в эпоху неолита, ранее всего в Азии. Уже с VII—VI веков до н. э. он входит в буддийскую символику, где означает тайную доктрину Будды. Свастика воспроизводится на древнейших монетах Индии и Ирана (до нашей эры проникает оттуда в Китай); в Центральной Америке также известна у народов майя как знак, указывающий на круговорот Солнца.
    В Европе распространение этого знака относится к сравнительно позднему времени — к бронзовому и железному векам. В эпоху переселения народов он проникает через финно-угорские племена на север Европы, в Скандинавию и на Балтику, и становится одним из символов верховного скандинавского бога Одина (Вотана в германской мифологии), подавившего и вобравшего в себя предшествующие солярные (солнечные) культы.
    Таким образом, свастика как одна из разновидностей изображения солнечного круга практически встречалась во всех частях света, как солнечный знак служила указанием на направление вращения Солнца (слева направо) и использовалась также как знак благополучия, “отворачивающийся от левой стороны”. Именно в силу этого древние греки, узнавшие об этом знаке от народов Малой Азии, изменили поворот своего “паука” влево и вместе с тем изменили и его значение, превратив его в знак зла, заката, гибели, смерти, поскольку для них он был “чужой”.
    С эпохи средневековья свастика была абсолютно забыта и лишь изредка встречалась как чисто орнаментальный мотив без всякого смысла и значения. Только в самом конце XIX века, вероятно, на основании ошибочного и поспешного вывода некоторых немецких археологов и этнографов, что знак свастики может быть индикатором для определения арийских народов, так как встречается якобы только у них, в Германии в начале XX века стали применять свастику как антисемитский знак (впервые в 1910 г.), хотя позднее, в конце 20-х годов, были опубликованы работы английских и датских археологов, обнаруживших свастику не только на территориях, населенных семитскими народами (в Месопотамии и Палестине), но и непосредственно на древнееврейских саркофагах.
    Впервые как политический знак-символ свастика была применена 10—13 марта 1920 г. на шлемах боевиков так называемой “бригады Эрхарда”, составившей ядро “Добровольческого корпуса” — монархической военизированной организации под руководством генералов Людендорфа, Секта и Лютцова, осуществивших капповский путч — контрреволюционный переворот, посадивший “премьером” в Берлине помещика В. Каппа. Хотя социал-демократическое правительство Бауэра позорно бежало, капповский путч был ликвидирован за пять дней созданной под руководством компартии Германии 100-тысячной Красной Армией Германии. Авторитет милитаристских кругов был после этого сильно подорван, и знак свастики стал с этого времени означать знак правого экстремизма. С 1923 года накануне “пивного путча” Гитлера в Мюнхене свастика становится официальной эмблемой гитлеровской фашистской партии, а с сентября 1935 года — главной государственной эмблемой гитлеровской Германии, включенной в ее герб и флаг, а также в состав эмблемы вермахта — орла, держащего в когтях венок со свастикой. За короткий исторический срок, не просуществовав и полных десяти лет, свастика становится символом варварства и человеконенавистничества, эмблемой всех зверств и преступлений фашизма. После 1945 года все народы мира, все страны и государственные режимы (включая Парагвай) отказались от употребления свастики как символа, скомпрометированного фашизмом и несовместимого с идеями гуманизма и интернационализма. Лишь две страны - Испания (до ноября 1975 г., т. е. до смерти Франко) и Финляндия (до настоящего времени, 1994 г.) — официально не отменили употребления свастики. В Финляндии свастика входит в президентский штандарт, то есть фактически в знамя республики, а также включена в военный и военно-морской флаги страны и, кроме того, применяется в качестве орденского знака на цепи Большого Креста ордена Белой Розы (высший финский орден, которым могут быть награждены иностранные высокие государственные деятели), в ордене “Крест Свободы” девяти степеней. Оставление свастики в числе своих государственных символов Финляндия мотивирует тем, что для нее свастика не связана с фашизмом, поскольку была введена в Финляндии в 1919 году, то есть до появления ее в Германии.
    В конце мая 1991 года Националистическая рабочая партия Аргентины (НРПА), насчитывающая 25 тыс. членов, утвердила свастику в качестве своей официальной эмблемы. Это пока единственная политическая партия в мире, открыто, официально употребляющая подобный фашистский символ, если не считать Русское национальное единство (РНЕ), использующее кельтскую “суковатую” свастику как эмблему (1992—1994 гг.).
--------------------------------------------------------------------------------

Энциклопедия знаков и символов
Джон Фоли, Вече, Москва, 1997

http://i042.radikal.ru/0804/7d/09c363d82875.jpg
Свастика
Свастика племени Навахо
Шумерская свастика

    Свастика в древние времена символизировала удачу; само слово происходит от санскритского слова "благоденствие". Этот крест, повернутый как по часовой стрелке, так и против, можно найти на скатертях племени Навахо, на греческой керамике, критских монетах, римских мозаиках, на предметах, извлеченных при раскопках Трои, на стенах индусских храмов и во многих других культурах самых разных времен. Часто это символ солнечного прохода по небесам, превращающего ночь в день, — отсюда более широкое значение как символа плодородия и возрождения жизни; концы креста интерпретируются как символы ветра, дождя, огня и молнии. В Японии это символ долгой жизни и процветания. В Китае это древняя форма знака "фан" (четыре части света), позднее — символ бессмертия и обозначение числа 10 000 — так китайцы представляли бесконечность. Также это — священный символ буддизма и джайнизма.
    Ранние христиане изображали свастику на могилах в качестве замаскированной формы более ортодоксального креста, а в средние века его рисовали на витражах, чтобы заполнить пустое место внизу (fill the foot), отсюда его английское название — fylfot. Другие названия этого символа — крючковатый крест, молот Тора, гаммадион или crux gammata — называемый так из-за формы в виде четырех греческих букв "гамма" (смотри Гамма-крест). В геральдике свастика известна под названием "крест крампоне", от crampon, "железный крюк".
   Конечно, были исключения в позитивном имидже свастики — самым известным стал германский Hakenkreuz или "крючковатый крест", который нацистская партия приняла в качестве символа в 1919 году. И на востоке свастика может вызывать негативные ассоциации. В Индии, к примеру, форма с поворотом концов против часовой стрелки, называемая иногда "саувастика", может означать ночь и черную магию, а также бога Кали, "черного бога", который несет смерть и разрушение.
--------------------------------------------------------------------------------

Изображение свастики в культуре славянских племен:
http://i044.radikal.ru/0804/d2/c0546d4aefd6.jpg
Славянский Коловрат - символ солнца
Огненный Коловрат
Водный Коловрат
Воздушный Коловрат
Земной Коловрат
--------------------------------------------------------------------------------

Свастика в Красной армии
Кавалерия, Юго-западный фронт 1919-20 г.г.:

http://i048.radikal.ru/0804/09/aeb72d8629b6.jpg
    "По сообщению В.О. Дайнеса, в Центральном государственном архиве Советской Армии имеется приложение к приказу войскам Юго-Восточного фронта № 213 за 1918 г., где описана новая эмблема для личного состава: "Ромб 15х11 сантиметров из красного сукна. В верхнем углу пятиконечная звезда, в центре - венок, в середине которого "ЛЮНГТН" с надписью "Р.С.Ф.С.Р.". Диаметр звезды 15 мм, венка 6 см, размер "ЛЮНГТН" - 27 мм, букв - 6 мм. Знак для командного и административного состава вышит золотом и серебром и для красноармейцев трафаретный. Звезда, "ЛЮНГТН" и лента венка вышиты золотом (для красноармейцев жёлтой краской), самый венок и надпись - серебром (для красноармейцев - белой краской)." Загадочной аббревиатурой "ЛЮНГТН" обозначена здесь раскручивающаяся свастика.
    Судя по тому, что ромб создавался в 1918 - 1919 годах, когда Красной Армией на Юго-восточном фронте командовал Василий Иванович Шорин (царский полковник, репрессированный в 30-е годы), можно предположить, что таким своеобразным способом он хотел закрепить преемство новой армии с прежним российским воинством.
    Роман Багдасаров  "Свастика: священный символ." (прислал Александр)

Свастика в армии США
45-я пехотная дивизия 1923-39 г.г.:

http://i041.radikal.ru/0804/5d/592f37f53a6d.jpg
Военнослужащие 45-й пехотной дивизии США носили на левом рукаве древний
символ удачи американских индейцев, желтого цвета на красном ромбе:

Польская армия, 20-е годы
Эмблема на воротнике Подхолянских стрелков:

http://i047.radikal.ru/0804/69/0795b949c523.jpg

Элемент 250 рублевой купюры. Россия 1917 год:

http://i004.radikal.ru/0804/b5/676117954db5.jpg
http://i034.radikal.ru/0804/ab/1d6d60028ef6.jpg

Рисунки, торговые знаки и логотипы, наши дни:

Компания "Columbia Sportswear" была основана в 1938 году иммигрантами из Германии Paul и Mary Lamfrom как небольшая фирма, торгующая шапками:

http://i018.radikal.ru/0804/89/6fb4160137d7.jpg

Страховая компания:

http://i017.radikal.ru/0804/86/a709c1f401e4.jpg

Украинские продукты:

http://i034.radikal.ru/0804/a9/7326bf29e270.jpg

Группа "АЛИСА", обложка диска "СОЛНЦЕВОРОТ":

http://i046.radikal.ru/0804/1b/14e0cf1c74e0.jpg

Журнал "Мы говорим вам: Добрый день!" Из-во "Мобил-Арт":

http://i027.radikal.ru/0804/9b/02fa9f84c85c.jpg

Общественный фонд:

http://i014.radikal.ru/0804/d8/c5af41dc2761.jpg

Еще одна американская фирма:

http://i008.radikal.ru/0804/1d/e555ff2bad3a.jpg

Логотип MS OFFICE тоже кое-что напоминает...:

http://i015.radikal.ru/0804/29/5e10da69ffaf.jpg

Логотип телестудии:

http://i008.radikal.ru/0804/19/903d19a12a83.jpg

Без комментариев...:

http://i027.radikal.ru/0804/c8/de62719fb4e1.jpg

Детская игрушка:

http://i023.radikal.ru/0804/bf/af2bced06287.jpg

Такое вот здание

http://i039.radikal.ru/0804/63/75955df4f645.jpg

Элементы свастики в этнических узорах:

http://i009.radikal.ru/0804/d0/547951cb6e39.jpg
http://i009.radikal.ru/0804/06/b29a792257d1.jpg
http://i033.radikal.ru/0804/40/d81a8b9ddb64.jpg
http://i019.radikal.ru/0804/fb/46d2d81d4564.jpg
http://i025.radikal.ru/0804/1e/f662da2770d4.jpg
http://i013.radikal.ru/0804/e5/9ce01d373830.jpg
http://i004.radikal.ru/0804/dc/2a5398c5385b.jpg
http://i047.radikal.ru/0804/4e/7578a8aa2ca7.jpg
http://i008.radikal.ru/0804/1e/5bc82060a2fe.jpg
http://i014.radikal.ru/0804/d8/0b47826d87d7.jpg
http://i042.radikal.ru/0804/a3/197c56051155.jpg

Свастика – эзотерический символ язычества.
Быть может, вы удивитесь, увидев этот заголовок. Для тех, кто не знаком с языческими традициями или историей европейской культуры, свастика – один из символов ультра-правого движения. Что ж, на флагах Третьего Рейха была изображена именно она – однако это не значит, что свастика непременно должна иметь отношение к нацистам. Руководство “НСДАП” (Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei, “Немецкая Национал-Социалистическая Рабочая Партия”) переняло эту символику под влиянием одного из центральных оккультных обществ Европы, “Туле” (которое, в свою очередь, приняло символ свастики еще в 1919 году).
   Люди, обратившиеся к язычеству, не считают свастику “нацистской”. Более того, для них этот символ не имеет никакого политического значения. И в этой небольшой статье я хотел бы разъяснить значение этого символа в европейском язычестве.
   Прежде всего, существует два вида свастики, значение которых можно соотнести с китайскими принципами Инь и Ян. Разница - в направлении ее лучей. Свастика, лучи которой направлены влево, против часовой стрелки, символизирует темные, или же внешние аспекты мира. Соответственно, лучи, направленные вправо, по часовой стрелке, означают светлые, или же внешние аспекты. (I)
    Правосторонняя свастика напрямую связана с древним индо-европейским символом солнца, так называемым “солнечным крестом”. Его противоположность – Мьёлльнир, молот громовержца Донара, ассоциируемый с левосторонней свастикой. Солнце несет жизнь в своем чреве, а Мьёлльнир – могучая фаллическая молния – порождает жизнь и, в то же самое время, забирает ее. Но не стоит сводить это к “борьбе добра и зла”, как в свое время сделали христианские исследователи. Это – вечное единство двух разнонаправленных стихий. (II)
   Оба вида свастики объединены в одном из древнегерманских символов, в “кресте Одина” (др.исл.odinskorset) : четыре свастики вокруг “солнечного креста”, две из них направлены влево, две другие – вправо. “Крест Одина” символизирует год и его четыре этапа – “порождающие” (весна и лето) и “разрушающие” (осень и зима), что, в свою очередь, вызывает ассоциации с четырьмя стихиями (огонь, земля, вода, воздух), четырьмя периодами человеческой жизни (рождение, жизнь, смерть, перерождение), четырьмя видами Ума (духовный, животный, человеческий, божественный), четырьмя видами психической деятельности (восприятие, мышление, чувство, интуиция).
   Солнце и солнечная символика напрямую связаны с божеством света и неба – германцы знали его как Зиу, англо-саксы – под именем Тиу, греки называли его Зевсом, римляне – Юпитером. (III)
   Но если в античном мире Солнечный Бог остался главенствующей фигурой языческого пантеона, то у германцев образ Тиу-Зиу слился с образами божеств Вотана-Одина-Водена и, прежде всего, Донара-Тора-Тунора. Потому свастика в германской традиции символизировала огненную молнию Донара, воплощенную в его молоте Мьёлльнире, поражающем ледяных великанов-ётунов.
   Позже это отразилось в “молоте Тора” (thorshamarr), внешне напоминающем крест, восходящем к символам “солнечного креста” и свастики, и его более поздним вариантам, защитным крестам с четырьмя или восемью лучами (aegishjalmur, ginfaxi , angurgapi).
    Из вышесказанного видно, что свастика – евразийский священный символ, хранящий мудрость древней культуры, и представляющий большую ценность для последователей языческой традиции.
http://i047.radikal.ru/0804/c3/3130d50a9448.jpg
I   Левая рука (левая сторона) в индо-арийских и индо-европейских традициях считалась “грубой”, “нечистой”. Ср. в германских языках - др.исл.vinstu, “левый”, нем.finster, “темный”. (прим.переводчика)
II  Таким образом, мы можем соотнести правосторонную свастику с женским, порождающим аспектом Вселенной (ср.инд.ар.savyas, “левый”, savayati, “рождать”, и.е.*seu-, “рожать”), а левостороннюю – с мужским, созидающим, творческим аспектом (др.англ.riht, “правый”, rinc, “мужчина”). (прим.переводчика)
III  Ср.и.е.*deiwo-, “бог, божество”, откуда гр.dios, “бог”, Zeus, “Зевс”, лаконийск.deus; арх.лат.deivus, лат.deus, “бог”, dies, “день”, умбрийск.di, “бог”, арх.лат.Diovis, Diu-Pater, лат.Iuppiter; общ.кельт.*deiuo-, “бог”, откуда гал.devona, др.ирл., ирл., шотл.гэльск.dia, др.вал.duiu, вал.duw, корн.duy, др.брет.doue, брет.doe; санскр.devah, “бог”, Dyauh, “бог Света”; авест.daeva, “бог”, “демон”, общ.анат.*diu-, tiu-; общ.герм. Tiw-, “бог”, др.исл.tiwar, “боги”, др.-англ.Tiges, Tiwes, др.в.нем.Zio; общ.балт.*deiwo, лит.dievas, лат.dievs, др.прус.deiws, судов.deivas; общ.слав.*div-, русск.диво, дивный. (прим.переводчика)