Кёрлинг (англ. Curling, от шотл. curr — грохотать, громыхать) — командная спортивная игра на ледяной площадке. Участники двух команд поочерёдно пускают по льду специальные тяжёлые гранитные снаряды («камни») в сторону размеченной на льду мишени.

История
Считается, что игра была изобретена в Шотландии в XVI веке. На одной из гравюр того времени впервые был изображён движущийся по льду камень. Первый клуб кёрлингистов открыт в 1737 году в провинции Файф. В первой половине XIX века были официально утверждены правила игры в кёрлинг, которые с тех пор почти не изменились. Начиная с Зимней Олимпиады 1998 года, он включён в программу Олимпийских игр (хотя уже на Играх 1924 года были проведены демонстрационные соревнования по кёрлингу). Впрочем, в феврале 2006 года Международный Олимпийский Комитет пересмотрел историю и постановил, что соревнования по кёрлингу на Играх 1924 года должны считаться полноценным олимпийским событием. Таким образом, первые олимпийские медали по кёрлингу распределились так: золото получили Великобритания и Ирландия, два серебра — Швеция, бронзу — Франция.

http://s44.radikal.ru/i104/1007/ba/1bb2097d8e10.jpg
Игровое поле и инвентарь
Площадка для кёрлинга
Камни в «доме»Площадка для кёрлинга представляет собой прямоугольное поле длиной 146 футов (44,5 м) и шириной 14 футов 2 дюйма (4,32 м). Мишень, называемая «домом», имеет диаметр 12 футов (3,66 м). Камень весом 44 фунта (19,96 кг) изготавливается из гранита. Он имеет цилиндрическую форму и плоскую скользящую поверхность. Сверху к камню приделана ручка.

Правила игры
В игре участвуют две команды по 4 человека. Игра состоит из 10 независимых периодов, так называемых эндов (end).

Щётка для кёрлинга
В течение одного энда команды по очереди выпускают по 8 камней. При розыгрыше камня игрок отталкивается от стартовой колодки и разгоняет по льду камень. При этом он пытается либо добиться остановки камня в определённом месте, либо выбить из зачётной зоны камни противников, в зависимости от текущей тактической цели. Другие игроки команды могут с помощью специальных щёток тереть лёд перед камнем, тем самым слегка подправляя его движение.

После того, как разыграны все 16 камней, производится подсчёт очков в энде. Учитываются только те камни, которые находятся внутри дома. Команда, чей камень оказался ближе всего к центру, считается выигравшей энд. Она получает по одному очку за каждый камень, оказавшийся ближе к центру, чем все камни противника.

Последний бросок даёт очень большое преимущество команде. В первом энде порядок команд определяется жеребьёвкой, во всех последующих право последнего броска предоставляется проигравшей предыдущий энд команде. Если же в финальной позиции ни у кого не оказалось камней в доме, энд заканчивается нулевой ничьей, и право последнего броска остаётся у той же команды. Поэтому часто выгодно «пробросить» последний камень, вместо того, чтобы заработать всего одно очко.

Победитель определяется по сумме очков во всех эндах. В случае равенства очков после 10 эндов назначается дополнительный период, называемый экстра-эндом (extra end), победитель которого и становится победителем матча. Право последнего броска в экстра-энде предоставляется, аналогично предыдущим периодам, команде, проигравшей десятый энд.